Справочная информация

Религия

Образ жизни коренного дубайца во многом определяется предписаниями доминирующей религии — ислама.


АРАВИЯ ДО МУХАММЕДА

Ислам — самая молодая из наиболее распространенных религий — возник в VII в. н. э. на территории Аравии. В то время населявшие полуостров арабы были язычниками. Главным религиозным центром считался богатый купеческий город Мекка, где племена водружали своих племенных идолов возле святилища, называемого Кааба. Кааба — каменное здание, построенное в форме куба со стороной около 15 м, в восточном углу которого находится обрамленный в серебро «черный камень» — символ могущества Аллаха, белый яхонт, почерневший из-за греховности людей. Камень этот, согласно преданию, был дарован Аллахом первому человеку — Адаму. Арабы были знакомы с религиями соседних народов, к тому же в пределах самой Аравии жило немало христиан и иудеев. Однако предпочесть единого Бога привычным идолам жителей заставили только проповеди Мухаммеда.


ПОСЛЕДНИЙ ИЗ ПРОРОКОВ

Мухаммед родился в Мекке в 570-м или 571 г. О его отце ничего не известно. Считают, что он был мелким торговцем и принадлежал к роду Хашим из племени курейш. Отец умер, когда Мухаммеду было шесть лет, и мальчик жил у своего дяди, пас его овец и коз. Повзрослев, Мухаммед нанялся к богатой вдове купчихе Хадидже. Утверждают, что с ее караванами юноша доходил до Сирии, где дружил с христианским монахом Бахирой. Бахира сокрушался, что христиане отошли от истинной веры, и призывал восстановить ее первоначальную чистоту. Вскоре 24-летний Мухаммед женился на 40-летней Хадидже, которая стала первой из 14 жен будущего пророка. Хадиджа родила Мухаммеду нескольких детей, в том числе его любимую дочь Фатиму. После женитьбы во время уединенных прогулок по окрестным горам Мухаммеду начали являться видения и он получал откровения верховного божества — Аллаха, которые сначала излагал родственникам и друзьям, а потом вышел с ними на улицы Мекки. В своих проповедях Мухаммед резко выступил против почитания идолов. Поначалу мекканцы насмехались над Божьим посланником, но тот упорно продолжал призывать к единобожию, предупреждал о грядущем Судном дне и наказании в аду всех, кто не верит в Аллаха. У Мухаммеда появились первые последователи, но, опасаясь расправы, скоро он вместе с ними был вынужден бежать из Мекки в соседний город Ясриб, который позднее стали называть Мединат-ан-наби, то есть Город пророка, или просто Медина. Это переселение, по-арабски «хиджра», произошло в 622 г., и от первого дня этого года мусульмане ведут новое летосчисление. В Медине была построена первая мечеть, зародился ритуал совершения молитвы и другие традиции ислама. Находясь в Медине, Мухаммед провозгласил себя последним из пророков (ислам признает большинство ветхозаветных пророков и Иисуса — Ису, — которого считает тоже пророком, а не Сыном Божьим).

Соперничество двух центров — Мекки и Медины — неминуемо должно было вызвать военное столкновение между ними, что и случилось. В 624 г. в битве при Бадре мусульмане под командованием Мухаммеда победили мекканцев, значительно превосходивших их по численности. Война продолжалась до 630 г., когда Мекка сдалась. Вступив в родной город, Мухаммед разрушил находившихся там идолов, оставив Каабу святыней новой религии. Сейчас Кааба находится во дворе огромной мечети Масджид аль-Харам. Обход Каабы семь раз против часовой стрелки входит в ритуал паломничества к святым местам ислама (см. далее «Вера в Аллаха»). Началась быстрая исламизация Аравии. В 632 г. пророк умер, не дождавшись главного триумфа: преодоления исламом границ Аравии и распространения на огромной территории — от нынешней Испании до Индии.


КОРАН, СУННА И ШАРИАТ

В Коране собраны божественные поучения и откровения, ниспосланные Мухаммеду в течение 22 лет через ангела Джебраила (Гавриила). Однако то, чему учил Мухаммед, было записано уже после его смерти. С этой целью в течение 10-12 лет собирались и записывались тексты проповедей Мухаммеда, которые хранились в основном в памяти его сподвижников и в отрывочных записях. Утвержденный окончательный вариант был в середине VII в. назван Кораном (дословно: «то, что читают») и разослан в важнейшие города халифата. Коран состоит из 114 проповедей, расположенных в порядке убывания текста: самая длинная (286 строк) в начале, самые короткие (3-6 строк) в конце. Исключение составляет первая сура «Фатиха» («Открывающая»), произнесение которой служит для мусульманина подмогой в любой ситуации — совсем как «Отче наш» для христианина.

Наряду с Кораном большинство мусульман признает сунну — собрание преданий о поступках и высказываниях пророка Мухаммеда. Таких преданий, именуемых хадисами, имеется великое множество. Сунна объединяет значительную часть из них — те, что признаны достоверными, и считается наиболее авторитетным источником, дополняющим и разъясняющим Коран. На основании Корана, сунны и сочинений религиозных авторитетов каждое мусульманское общество вырабатывает свой шариат — комплекс норм и правил поведения, соблюдение которых означает ведение угодной Аллаху жизни и приводит мусульманина в рай.


ВЕРА В АЛЛАХА

Ислам, как и христианство и иудаизм, — монотеистическая религия, признающая единого непознаваемого Бога-творца. Вместе с христианством ислам признает наличие загробного мира (рай и ад), Страшный суд, принципы всеобщего равенства, справедливости, любви к ближнему, терпимости. Правда, представления у мусульман и христиан по некоторым аспектам расходятся. В мусульманский рай, например, ведет мост, узкий как волос и острый как лезвие сабли, по которому может пройти только праведник; в рай попадают только мужчины (поскольку женщинам отказано в наличии души), которых там ожидают все земные наслаждения, включая охоту и прекрасных гурий; в день Страшного суда Бог накажет всех художников за то, что они ваяли и рисовали образы живых существ — идолов в мусульманском понимании. Возникнув в одном регионе, христианство и ислам опирались на общие ближневосточные традиции, а некоторые библейские сюжеты (рассказ об Иосифе и пр.) вошли в Коран почти в неизмененном виде.

Появившийся в менее развитой социальной среде арабских кочевников-бедуинов, ислам жестче, чем христианство, регулирует поведение своих приверженцев. Бог требует безусловного подчинения, а религиозные установки регламентируют не только обрядность и моральные идеалы, но и определяют поведение в миру.

Пятью основными обязанностями верующего мусульманина, они же пять основ ислама (аркан), являются: признание формулы исповедания веры (шихада), гласящей: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — пророк Его», пятикратная ежедневная молитва (салат), уплата церковного налога (2,5% от доходов в пользу общины — закят), пост (саум) и паломничество хотя бы один раз в жизни к святым местам Мекки и Медины (хадж).

Правоверный мусульманин молится пять раз в день: на рассвете (аль-фаджр), в полдень (аз-зухр), во второй половине дня (аль-аср), на закате (аль-магриб) и вечером (аль-аша). Произнося молитву, верующий должен находиться лицом к Мекке; это направление называется кыбла (в номере своего отеля в Дубае вы можете обнаружить стрелку, указывающую кыблу). Молиться можно в мечети и вне ее, расстелив молитвенный коврик. Мужчины и женщины молятся отдельно (последние — в специальном помещении в мечети, при его отсутствии — дома). Исключение составляет месяц поста Рамадан, когда женщинам разрешается посещать вечерние молитвы вместе с мужчинами. Перед молитвой верующий должен очиститься ритуальным омовением — водой или, при ее отсутствии, совершить символическое омовение песком.

Мечети могут быть разной величины и разной архитектурной формы. Как правило, они состоят из минарета (ма'зана), с которого муэдзин (муаззин) должен призывать верующих на молитву (сейчас эту роль исполняют громкоговорители); двора (сахн) и молельного зала (харам) с углублением в стене (михраб), указывающим направление к Мекке. Возле михраба, лицом к остальным верующим, находится служитель, проводящий богослужение (имам). При отсутствии специально подготовленного человека имамом может быть любой из молящихся. Имам читает Коран, лежащий перед ним на подставке (курси или марфаа). Особое значение имеет полуденная пятничная молитва, когда в мечети собирается, как правило, вся община. После этой молитвы обычно произносится наиболее важная проповедь (хутба), содержащая мнение религиозных авторитетов по различным вопросам религии, быта и даже внутренней и внешней политики (последнее не относится к Дубаю). Проповедь произносится с кафедры (минбар), находящейся справа от михраба. В больших мечетях возле михраба имеется приподнятая деревянная платформа (дикка), на которой находится несколько человек (мубаллихин), повторяющих ритуальные движения имама с тем, чтобы все собравшиеся в мечети, следя за ними, совершали их синхронно.

Фонтан для омовений (хауд) может находиться во дворе мечети или в особом помещении. В наше время это может быть обычный водопроводный кран, а сам фонтан в таком случае может являться просто декоративной данью традиции.


РАМАДАН

Мусульманский пост хотя и преследует ту же цель, что и в других религиях: испытание веры и искупление грехов, но имеет специфические отличия. Периодом поста является девятый месяц лунного календаря — Рамадан, во время которого в 610 г. пророк Мухаммед получил первые откровения от Бога. Во время Рамадана мусульмане должны воздерживаться в светлое время дня от еды, питья, вдыхания благовоний и сексуальных отношений. Со временем добавились запреты на курение и употребление жвачки. От поста освобождаются больные, беременные и кормящие женщины, дети младше 10 лет, путешественники и воины, ведущие военные действия.

Во время Рамадана в мусульманских странах меняется весь уклад жизни. Утром верующему надо встать пораньше, чтобы успеть позавтракать до того момента, пока призыв на молитву не возвестит имсак — начало дневного воздержания. После полудня нужно хорошенько выспаться, поскольку каждый день Рамадана после молитвы, предшествующей ифтару — ежевечернему разговению, — превращается в праздник. Еда для вечерней трапезы готовится вкусная и разнообразная, а после нее празднично одетая толпа заполняет улицы. В Рамадан принято ходить в гости, встречаться с друзьями (правда, музыка и развлечения запрещены), а также делать подарки всем членам семьи. Поэтому магазины в этот период открываются утром позднее, чем обычно, а вечером после недолгого перерыва на ифтар (вечернее разговение) продолжают работать до полуночи и позже.

В ночь с 26-го на 27 рамадана отмечается лейлат аль-кадар — «ночь судьбы». Именно в эту ночь Мухаммед получил первое божественное откровение. В эту ночь Аллах принимает решение о судьбе каждого человека, учитывая то, что услышит от него в молитве. Поэтому ночь лейлат аль-кадар многие верующие проводят в мечети, читая Коран и вознося к Богу свои мольбы и просьбы. Сроки Рамадана передвигаются вместе с мусульманским календарем ежегодно на 11 дней вперед. Тем не менее точно предсказать сроки Рамадана невозможно, поэтому приведенные даты начала Рамадана в предыдущие годы нужно считать приблизительными. 2002 г. — 5 ноября, 2003 г. — 26 октября.


ПАЛАТКИ РАМАДАНА

Во время Рамадана в отелях ставятся так называемые палатки рамадана, где можно попробовать арабскую еду, попить арабский кофе, покурить из наргиле (по-нашему — кальяна) табак. Как коренные дубайцы, так и иностранцы любят проводить здесь время после иф-тара, общаясь с друзьями и играя в нарды. Такие же палатки организуются и в торговых центрах и других общественных местах, однако в гостиницах они самые уютные и оживленные.


АРАБСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

С середины VII в. началось мусульманское летосчисление, имеющее в качестве точки отсчета начало лунного года, когда Мухаммед бежал из Мекки в Медину. Что касается самого мусульманского календаря, то это традиционный ближневосточный лунный календарь. Его нечетные месяцы состоят из 30 дней, четные из 29. 12 месяцев образуют лунный год (354 дня), каждый третий год високосный (355 дней). Арабский календарь на 11 дней короче европейского, поэтому сроки религиозных праздников передвигаются ежегодно на 11 дней вперед.

Далее: Культура и традиции Дубая